Сравнительные характеристики различных видов транспорта

В этом разделе производится анализ современного транспорта, который используется в современных городах, его основные параметры, достоинства и недостатки. Пассажирский транспорт можно условно разделить на персональный и общественный. Каждый вид транспорта имеет свои достоинства и недостатки, но главным общим недостатком становится низкая скорость передвижения, 5-10 км/ч, опасность и вредность транспорта для самих же пассажиров.
Персональный транспорт
Общественный транспорт
автомобиль
автобус
мототранспорт
троллейбус
авиатранспорт
трамвай
прочее
метрополитен
авиация (дирижабли)
Ж/Д транспотр
 
поезда на магнитной подушке
 
монорельсовая дорога

Персональный транспорт:

Автомобиль.
Основной городской транспорт. Самый опасный и экологически грязный. Несмотря на свои сомнительные транспортные свойства пользуется популярностью по исторически сложившимся факторам.
Его достоинства:
- комфортность
Изолированная кабина, качественная отделка просторного салона. Но весь комфорт может быть сведен до нуля необходимостью продолжительного вождения транспорта в условиях города, попаданием в пробку, неисправностью двигателя и конечно же ДТП.
- гибкость
(только в городах не насыщенных траспортом, например рано утром пример здесь (1Мб), за городом) В городах парковка автомобиля может оказаться доступной за сотни и тысячи метров от конечного пункта, на преодоление которых, пешком придется затратить десятки минут своего времени.
Недостатки:
- Опасность для жизни и здоровья
Необходимость ручного управления автотранспортом, непредсказуемость дорог создает повышенную опасность всем участникам движения. Управление вручную, у опытных водителей и самоуверенных людей создает иллюзию контроля ситуации на дороге, но часто авария проиходит по причинам не зависящим от водителей, например ошибки других участников движения, ошибки технического обслуживающего персонала, или непредсказуемые неисправности машины, дорожного полотна, случайные предметы на дорогах и т.п.

http://www.auto37.ru/gibdd/news/
"За последние 10 лет на дорогах России зарегистрировано около 2 млн. дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло более 350 тыс. человек и ранено более 2 млн. человек."

Фактически это означает, что за то время, пока вы читали это страничку (2 минуты) только в России произошло минимум 1 ДТП с пострадавшими, при этом вероятность смерти одного из пассажиров 10%. Или, садясь за руль, вероятность пострадать в ДТП можно оценить как 1 / 10 000 для каждого часа езды, для одного часа совсем немного, но таких опасных часов год за годом накапливаются тысячи. Еще хуже обстоит дело в тех странах где нормой считается агрессивный стиль вождения:

http://chat.mir.dn.ua/?act=wnews&do=full&NID=849

"каждый шестой умирающий насильственной смертью колумбиец расстаётся с жизнью в результате ДТП."

Основные заявляемые и декларируемые производителями "достоинства" автомобилей, мощность, вместимость, грузоподъемность несовместимы с безопасностью, разгон за 10 секунд, с нуля до 100 км/ч всеголишь озачает что через несколько секунд, даже неподвижно стоящий автомобиль может представлять собой смертельную опасность для всех участников движения. Максимальная скорость любого современного автомобиля около 200 км/ч,
(http://autoiv.narod.ru/contentc/ford/focus.html; http://www.profile.ru/items/?item=8083)
что аналогично, совершенно не говорит о безопасности, при такой скорости движения, авария будет иметь самые тяжелые последствия.

Наиболее тяжелые ДТП попадают в новостную ленту http://www.avtobroker.com
...
18 марта 2005
ДТП в Новороссийске: более 20 пострадавших
17 марта 2005
В Саратовской области в ДТП погибли пять человек
10 марта 2005
В Кемерово сгорели 80 автобусов
...

 



- Медлительность в условиях города
http://realtor.kdo.ru/realtor_news/artarchive/2002/09/26/7513/

"Ежегодный рост интенсивности движения в целом по России составляет порядка 10-20%, в то же время развитие сети автодорог увеличивается только на 5 процентов.
«Учитывая это обстоятельство, средняя скорость движения автомобилей в городах составляет 20-40 км/час, а в часы «пик» — 5— 10 км/час»"


http://www.old.asmap.ru/podr_news.php3?num=2412
"Средняя скорость движения автомобиля в центре Лондона составляет 2,9 мили в час или 4,65 км/час. А на наиболее сложных участках дорог средняя скорость падает и вовсе до 1,6 мили в час (2,56 км/час). Тут необходимо отметить, что данное исследование скоростного автомобильного потока проводилось в Лондоне летом, когда значительная часть местных жителей была в отпусках. Сейчас же ситуация еще хуже. "

http://www.elvisti.com/2000/02/23/transport.shtml
Для того, чтобы значительно сократить количество транспорта в столице Японии к 2003 году, в Токио разрабатывается план введения платы за проезд по улицам города. В Токио в настоящее время зарегистрировано 4,21 млн. автомобилей, и в результате простоя в пробках теряется до $40 млн. из-за растраченного времени и топлива. Предполагается, что средняя скорость движения автомобилей по городу будет составлять 20 км/час, сообщают зарубежные СМИ.

Скорости при современной энерговооруженности автомобилей просто мизерные, это никак не скорости XXI века, и даже на XX. Скорость движения в 103 км/ч электромобилям была доступна еще в 1899 году, а в 1910 рекорд скорости автомобиля уже составлял 212 км/ч. Прошло 100 лет, покорен ближний космос, освоенны нанотехнологии, атомная энергетика, а средняя скорость перемещения пассажиров не намного выше чем у пассажиров 19го века, скорость в 103 км/ч в условиях города недоступна, средняя скорость ближе к 10,3 км/ч. В лучшем случае это скорость велосипеда, с его "двигателем" эквивалентным 0.5 л.с., разница же в эффективности, КПД просто на два порядка.

При этом, если учитывать задержку на поиск парковки, и удаленность парковки от конечного пункта назначения, средняя скорость водителя автомобиля "от двери до двери" будет еще ниже. Надо заметить что многочасовые поездки сами по себе не так безобидны, по сути потеря нескольких часов в день это не только абстрактное снижение производительности труда, но и совершенно ненужная перегрузка ложащаяся на организм человека. Восьмичасовой рабочий день не учитывает дополнительного времени на дорогу. Вместо отдыха человек впустую тратит силы на транспорт. Особенно это актуально в наше время, когда свободного времени у человека практически не осталось. Если учесть что продолжительность жизни человека 60 лет, из которых значительная часть уходит на обучение (15-20 лет), работу (8 часов в день), сон (8 часов в день), бытовые нужды (2-3 часа в день).
Из оставшегося "свободного" времени большая часть уходит именно на дорогу (1-2 часа в день), а с этим временем уходит и потенциальная возможность укрепить свое здоровье, заняться повышением профессионального уровня, современные технологии этому просто обязывают.
Таким образом транспорт оказывается узким местом для развития всех, особенно высокотехнологичнох отраслей промышленности, и та страна которая первой решит эту проблему может оказаться лидером в XXI веке.
Транспорту, безусловно уделяется много внимания, но результаты этого невысоки во всех странах: http://www.auto37.ru/gibdd/news/index.php?idnews=2760&offset=5

"Кроме того, из-за изношенности автодорог практически полностью парализуется движение в мегаполисах и на подъездах к крупным городам. «Уже сегодня автомобильные дороги – один из основных факторов сдерживания экономического роста», – цитирует РИА «Новости» слова министра. "

Но все усилия направляются на экстенсивное развитие транспортной системы, несмотря на то что такой метод развития является тупиковым. Намного более дорогие и качественные дороги европейских и американских городов не решают проблему с транспортом.

http://www.membrana.ru В пробках рождаются и умирают люди. В пробках простаивают официантки дешёвых забегаловок и президенты транснациональных корпораций. Пробки изымают из американского ВВП миллиарды долларов в виде вынужденных опозданий и простоя грузов и служебного автопарка. В общем, если Америке и суждено погибнуть, то причиной её гибели станет не пресловутый Усама бен Ладен и даже не гигантский метеорит, а именно пробки.

Впечатления от автотранспорта в США (Нью-Йорк).
http://zametok.net
Вы можете ездить одним и тем же маршрутом и в одно и тоже место каждый день, и пробок в это время не будет. А в один прекрасный момент вы просто встанете на трассе минут эдак на 40. Причем встанете намертво. И объехать такие пробки невозможно. И развернуться тоже негде.

Москва: http://www.mk.ru
Свобода и жизнь — очень важные льготы. Мало кто согласится обменять их на деньги. Даже если бы нам предложили получать за час стояния в пробке 300 рублей — нет! Это не ското-часы и не собако-часы. Это человеко-часы. Это важно понимать. На заднем сиденье ребенок; ему в школу. Если ребенок не получает зарплаты — он что, ничего не теряет? А здоровье? Мы вместе дышим ядом (в середине шестирядной километровой пробки воздуха нет, только выхлоп). ...
На трассе полно отличных машин, способных ехать со скоростью 200 километров в час, 250, а у особо богатых — и 300! Но, жаль, вы не видите, как десятки тысяч этих шедевров техники и мощи ползут со скоростью пешехода. 20 миллионов лошадиных сил, засунутых в пробку, уходят на перемещение людей со скоростью меньше, чем у неандертальца. ...


- Стоимость дорожной инфраструктуры
Несмотря на то что цены на автотранспорт невысоки, затраты на поддержание дорожной инфраструктуры ложатся тяжелым бременем на экономику, повышаются налоги подавляющие экономический рост, повышается цена на недвижимость, стоимость обучения и т.п. В России укладка одного квадратного метра дорожного полотна стоит $10 - $15, средний срок эксплуатации полотна от одного до трех лет. Отдельные дороги обходятся еще дороже:
http://www.logistic.ru после завершения строительства все сошлись во мнении, что стоимость 1 квадратного метра МКАД составила 256 долларов, а вся дорога обошлась примерно в 27 миллионов долларов при протяженности в 109 км.
Объем средст выделяемый на содержание дорог:
http://www.logistic.ru Дорожный фонд Ленинградской области в 2003 году составит 1,8 млрд. рублей, из которых 850 млн. рублей поступит по субвенциям и субсидиям из федерального бюджета. ...


мототранспорт

Мотоциклы, скутеры или моноциклы, могут частично решить проблему с транспортом, но в условиях России они практически непременимы. Двухколесный траспорт больше популярен в странах где по 9 месяцев лета, а не 9 месяцев зимы, как в наших северных городах. Кроме того специфические требования навыкам владения двухколесным транспортом, малые скорости и малая вместимость делают мототранспорт непригодным для широкого использования в современных городах.

Достоинства
- Гибкость, маневренность.
За счет меньших габаритов при движении занимают всего половину автомобильной полосы. Малый вес 40-50 кг, позволяет развернуть ТС непосредственно рукам, практически на месте. Кроме того для вождения скутеров нет необходимости в получении водительских прав.
- Экологичность
Меньшая мощность двигателя (всего 5-7 л.с.) позволяет более экономно использовать топливо, при производстве легких мотоциклов уходит на порядок меньше ресурсов, чем на производство одного автомобиля.
Недостатки
- Опасность жизни и здоровью,
прежде всего для самого водителя, чуть меньше для остальных участников движения, так как вождение двухколесных ТС требует специфичных навыков вождения.
- Некомфортность
ТС для водителя и пассажира, особенно в холодное время года, незащищенность от осадков, шума, сильная вибрация корпуса.


авиатранспорт

Персональные самолеты и вертолеты нельзя назвать сколь-нибудь распространенным видом транспорта. Вызвано это прежде всего их ценой, необходимостью квалифицированного обслуживания и значительного места под взлетно-посадочные площадки.
Недорогие самолеты вполне доступны для покупки, их цена для открытых сверхлегких аппаратов начинается от $20-60 тыс., что сравнимо с ценой обычного автомобиля:
http://www.europe.nm.ru/welcome.html
Но использование самолетов в качество ТС, особенно в условиях города не представляется возможным, геометрические размеры минимум 10х20м, необходимость свободной взлетно-посадочной трассы 200м, отсутствие многоэтажных зданий по ходу движения...

http://www.inno.ru/news/?id=189
Несмотря на это,в США официально зарегистрировано 160 тыс. самолетов. Почти 94% (150 тыс.) - это спортивные и пассажирские самолеты так называемого small in small класса.

Но как транспорт использование частных самолетов практически невозможно из-за их опасности для жизни пассажиров. В отличие от авиалайнеров, частные самолеты обслуживаются и управляются менее квалифицированным персоналом, менее надежны технически и больше зависят от погодных условий.

 



Вертолеты
Сверхлегкие вертолеты по стоимости в несколько раз выше самолетов аналогичной грузоподъемности
http://www.x-team.ru/?TextView&ID=94
http://news.proext.com/tech/13884.html

но в отличие от них не требуют сотен метров взлетной полосы, для взлета и посадки достаточно нескольких десятков метров посачной площадки, которая может быть созданна на крыше здания. Так же как и самолеты, для полетов требуют хорошей погоды, при массовом применении числа взлетно-посадочных площадок будет недостаточно, возрастет опасность столконовений в воздухе.

Таким образом сверхлегкие летательные аппараты остаются применимыми только для развлекательных целей.
Достоинства
- Скорость передвижения свыше 100км/ч, возможность перемещаться по прямой в пункт назначения
Недостатки
- Опасность для пассажиров, необходимость в опытном пилоте, механике. Отказ двигателя в полете неизбежно приведет к аварии с самыми тяжелыми последствиями, не только для пассажиров.
- Необходимость в крытом ангаре, изолированной взлетно-посадочной площадке, где гарантированно бы отсутствовали помехи для посадки.
- Экологические загрязнения , при производстве и эксплуатации ТС, за счет его значительного потребления топлива, примении ядовитых композиционных материалов, редкоземельных, труднодоступных металлов
- Зависимость от погодных условий
Сильный ветер, снег, гроза, град или даже дождь, высокие или низкие темперытуры резко повышают вероятность аварии.


прочее

велосипед

Несмотря на то что средняя скорость велосипедиста не более 30 км/ч, в условиях города велосипед может оказаться эффективнее любого вида транспорта, особенно при небольших дистанциях до 15-20км. Несмотря на простоту конструкции, цена качественных велосипедов составляет до $1000, а для изготовления применяются достаточно дорогостоящие металлы и технологии их обработки, например полые титановые и аллюминивые рамы переменного сечения, благодаря которым вес велосипеда может достигать 10-13кг.
Но несмотря на это, в странах с неподходящим климатом велосипед не получил распространения и используется как спортивный инвертарь, преимущественно для отдыха и тренировок.

г. Белгород (http://velostrannik.narod.ru)

Достоинства:
Экологическая безопасность, польза для здоровья
Велосипед с аксесуарами, даже если это профессиональная титановая рама, весом в 10-20кг требует для производства незначительного числа материалов, энергозатрат, негативное воздействие на природу минимально. Для перемещния используется мускульная сила велосипедиста, в среднем от 100Вт до 500Вт в зависимости от уровня подготовки, это при том что в состоянии покоя человек рассеивает 60Вт тепла, а для нормальной жизнедеятельности организма физические нагрузки просто необходимы. Таким образом получается что велосипед помогает использовать ту энергию организма что просто сжигалась бы на тренировках, тренажер и транспорт одновременно. Конечно такой двойной эффект достижим только при определенных условиях, маршрут в пределах 30км, чистый воздух (не городской и тем более не "дорожный"), работа не требующая физ. нагрузок.
Гибкость, скорость
При передвижении на небольшое расстояние в условиях города велосипед вообще не имеет аналогов, велосипедист вполне способен встраиваться в поток транспорта на прозжей части, при возникновении пробок переходить на тратуры, перезжать дорогу на зеленый свет с машинами или пешеходами. Оставить велосипед можно практически в любом месте, даже там где нет свободного пространства, например просто подвесив велосипед на стену.

Недостатки
Опасность

При несоблюдении ТБ и неопытном водителе возможны несчастные случаи, так как опасность велосипеда часто недооценивается, особенно неопытными велосипедистами ездящими без шлема, то часто происходят несчастные случаи, особенно опасно экстримальный велоспорт и неосторожная езда по дорогам с автомобилями.

Плюс к этому для людей занятых физическими нагрузками в течение дня нагрузки во время поездок ненужны совершенно, велосипед не защищает от осадков и дорожной грязи, в осенне-зимний период дороги для велосипеда становятся практически недоступными.

цены на велосипеды и аксесуары:
http://www.sport-ok.ru/catalog_groups48
фотографии:
http://www.poltora.ru/product/br_fotobank.html
Технологии (производство профессиональных титановых рам на основе конверсионных технологий):
http://www.business-magazine.ru/newbusiness/33237/print.html

Конный транспорт

Вид транспорта, который был основным на протяжении тысячелетий, применяется и сейчас, как правило в развлекательных целях. Отмечу достоинства:
- "естественный" интелект который на сегодняшний день недоступен никакой технике, способность самостоятельно ориентироваться и принимать решения
- надежность, неприхотливость (свои особенности, только в "природных", южных условиях)
- экологичность (надо отметить не полная, бактерии паразитирующие в кишечнике жвачных животных выделяют парниковый метан, животных нельзя "выключить", а значит их постоянно надо кормить, тратя ориенировочно по 200Вт энергии в виде органической пищи на их содержание, истощая почву при большом количестве животных)
- безопасность (не полная, поведение лошадей часто просто непредсказуемо:
http://filly.msk.ru Удар копытом - это серьезная проблема. Он может быть даже смертельным. Цель данной статьи - не заставить вас бояться собственной лошади, а доказать, что почти все удары копытом можно предотвратить…
http://dasha.karelia.ru Копыта ударили в грудь, сплющив легкие и опрокинув меня навзничь. Старуш­ка перепугалась, помогла подняться, объяснила, что к коню нельзя подходить сза­ди... Месяц потом я не могла бегать — трудно было дышать.
Плюс к этому скопления животных подвержены опасным заболеваниям.

(photosight.ru)

 



Пешая ходьба

Несмотря на весь перечисленный транспорт, пешком человек, как десятки тысяч лет назад, проходит ежедневно значительные расстояния, вне зависимости от используемого транспорта, от парковки или остановки до двери офиса или квартиры, потери времени могут составлять от 30 до 90 минут в день...
Польза для здоровья от таких упражнений, в отличии, например, от бега в парке, сомнительна, так как обычно используется неподходящая "офисная" обувь, одежда, человек дышит отравленным автомобилями воздухом, а потери времени невосполнимы. Парадоксально, но пешие "прогулки" крадут именно то время, которое могло бы быть потрачено на активый отдых, укрепление здоровья...

Общественный транспорт

Несмотря на широкое распространение, общественный транспорт обладает массой недостатков:
- необходимость ожидания ТС пассажирами
- замедление передвижения из-за частых остановок транспорта, форма маршрута далека от прямой линии


- удаленность остановок от конечного пункта назначения
- негибкость транспорта, ограниченное число маршрутов и остановок
- необходимость учета расписания движения ТС
- необходимость в пересадках на несколько маршрутов движения
- некомфортные условия для пассажиров, особенно при перегрузке ТС в часы пик


(photosight.ru)
- только из-за тесных условий общественного транспорта становится возможным распространение эпидемий, заразных, инфекционных болезней (mednovosti.ru), значительная часть из которых вообще неизлечима(!) в отличие от офисов, квартир в общественном транспорте собираются совершенно случайные люди, избежать контакта с которыми почти невозможно

к достоинствам общественного транспорта можно отнести
- цену перевозок, пассажир не покупает ТС, а платит только за перевозку, аренду ТС, которая при большом потоке пассажиров незначительна
- пассажирам нет необходимости в тех. обслуживании, охране ТС
- во время транспортировки пассажиры свободны от управления
- безопасность, ТС управляет профессиональный водитель, проводящий за рулем все свое время, также сказываются на безасности пассажиров габариты транспорта и низкая скорость движения


Автобус

Самым распространенным общественным транспортом является автобус, распространенность обусловленна его сравнительно большей гибкостью, универсальностью, удобством эксплуатации, неприхотливостью, приспособленностью к современным асфальтовым дорогам. Недостатки свойственные всем видам общественных ТС, и кроме того, экологические загрязнения воздуха при движении по городу, не намного меньшее чем у увтомобилей, из-за частых остановок автобуса и сложного маршрута движения. Самыми вредными и опасными в городских условиях являются микроавтобусы, маршрутные такси, блокирующие хаотичным движением остановки и в целях экономии времени игнорирующих ПДД, пассажиры ездят стоя, и при ДТП последствия оказываются самыми тяжелыми.
В который раз коммерческие перевозчики показали, что пользоваться их услугами рискованно. Потенциальная возможность пострадать в ДТП, будучи пассажиром коммерческого автобуса, значительно выше, нежели пассажиром муниципального. Причины этого в отсутствии у коммерсантов необходимой инфраструктуры для технического обслуживания подвижного состава и контроля над процессом перевозок, а также просчёты в кадровой политике. http://tr.ru

Троллейбус

Менее распространен по сравнению с автобусом, в настоящее время есть вполне оправданная тенденция на замену их автобусами. Немотря на то что троллейбусы не загрязняют непосредственно городской воздух, они потребляют электроэнергию, и что еще более актуально создают пробки на дорогах, т.к. электродвигатели обладают несколько другой динамикой по сравнению с ДВС, длина токосъемников ограничивает возможности маневра и снижают надежность ТС. Незаземленный корпус, вообще вызывает сомнения в электробезопасности этого вида транспорта, при том что питание составляет 550В, троллейбусы эксплатируются на открытом воздухе, при выской влажности, в общем случае при неисправности электротранспорта рекомендуется:
Покидать вагон, находящийся под напряжением, надо прыжком, чтобы исключить удар током в положении, если пассажир, стоя одной ногой на ступеньке, другой касается земли.
Затор на дорогах, которые могут создать троллейбусы сводит к нулю все его экологические преимущества, т.к. автомобили в момент простоя не выключают двигатели, вынуждены останавливаться, снижать скорость, что в итоге приводит к еще большему загрязнению воздуха в городах.
Есть экспериментальные модели троллейбусов с автономным источником энергии, отзывы о них пока что только положительные:
http://www.za.ru На Садовом кольце будет работать первый московский низкопольный троллейбус «Садко». .... Но изюминкой "Садко" является возможность объезжать неправильно припаркованные автомобили, аварии и пробки: запас автономного хода без питания от контактной сети составляет до 2,5 км. Стоимость троллейбуса существенно отличается от стоимости зарубежных моделей. Московский троллейбус на 30 % дешевле иностранных аналогов, и, по мнению инженеров и водителей, удобнее в эксплуатации. Сейчас рассматривается вопрос о масовой закупке "Садко" во втором полугодии этого года и в 2006 году.
http://www.autoomsk.ru В случае аварии, обрыва проводов или серьезной пробки троллейбус может проехать расстояние до 3 км без питания контактной сети за счет емкостных накопителей электроэнергии, которые заряжаются почти мгновенно (за 6-8 минут).

Трамвай
Эксплуатируется в городах с населением более 1 млн. человек, обладает более высоким КПД и динамическими характеристиками по сравнению с троллейбусами, проще в обслуживании, но его маневренность намного ниже. Наибольшая эффективность достигается если линии трамвая не пересекают проезжей части автомобильных дорог.
Как сообщили РИА "Новости" в ГУП "Мосгортранс" средняя эксплуатационная скорость трамвая составляет сейчас около 15 километров в час(!) из-за интенсивности движения и частых остановок электрического транспорта.
В условиях города, в силу своей конструкции, трамвай может оказывать разрушающее влияние на металлические конструкции:
Проведя тщательные исследования, ученые составили схему районов столицы, учитывающую геологические особенности территорий и расположение основных источников блуждающих токов. В зависимости от интенсивности электрокоррозии на ней указаны площади трех степеней опасности. Участки с высокой степенью опасности расположены, как правило, рядом с линиями электрифицированных железных дорог и трамваев. Ширина их колеблется от десятков метров до 2-3 километров. На отдельных их участках плотность тока достигает такой величины, что скорость электрокоррозии составляет 4-5 мм в год, уже через несколько месяцев после начала эксплуатации выводя из строя трубы тепло- и водоснабжения http://www.mpg.ru/


Метрополитен

Обладает высочайшей пропускной способностью, но дорог, сложен в обслуживании, обладает низким КПД, приближающимся по затратам энергии для перевозки одного человека к автомобильному транспорту, следовательно экологически вреден. (загрязняется не воздух городов, а окружающая среда от атомных или тепловых электростанций) Энергия тратится на передвижение тяжелых составов, вентиляцию протяженных тоннелей, освещение, эскалаторы. Средняя скорость пердвижения, с учетом времени ожидания состава, частыми промежуточными остановками, пересадками, потерями времени на спуск и подъем по эскалатору, получается мизерной около 40 км/ч, с учетом времени ожидания, пересадок и использования эскалаторов еще ниже. Комфортность наименьшая из всех видов транспорта, высокий уровень шума, сырость, сквозняки и подавляющая, не эстетичная подземная обстановка в тоннелях. Но несмотря на все это, в крупных городах альтернативы метрополитену просто нет. Например в Москве ни один вид транспорта не сможет перевезти дополнительно 10 миллионов пассажиров в сутки, резерва для увеличения количества наземного транспорта, особенно автомобилей, уже нет.
Статистика, для московского метро на 15 мая1998 г.:
Протяженность линий 270 км
Удельный вес в общегородских перевозках 61,7 %
Минимальный интервал между поездами 85 сек.
Средняя эксплуатационная скорость 41 км/час (средняя скорость перемещения пассажиров, особенно в час "пик", соответственно, еще меньше)
Численность работников на 1 км пути 104,3 чел.
Самый длинный перегон - 3,5 километра между станциями "Текстильщики" и "Волгоградский проспект".
Самый короткий перегон - 400 метров между станциями "Александровский сад" и "Арбатская" Филевской линии.



Авиация

Применяются только для междугороднего и международного сообщений. При путешествии на небольшие расстояния, например в соседний город могут возникнуть задержки из-за удаленности аэропорта от города, особенно актуально это для Москвы, когда на преодоление последних десятков километров может потребоваться время большее, чем собственно на сам перелет.
И расплата за скорость полета и сложность обслуживания самолета - высокий расход топлива и высокая стоимость перевозок.
Опасность авиаперелетов известна, но существенно преувеличенна СМИ, (скорее всего из-за эффектности сцен авиакатастроф), а по статистике самым опасным видом транспорта остается автомобиль, намного опаснее проехать тот же маршрут автомобилем чем авиатранспортом.
К несомненному достоинству авиатранспорта относится его эстетичность, возможность для пассажиров получить уникальные впечатления от полета, увидеть незабываемые картины.
Интервал времени между рейсами может быть до нескольких суток, рейсы строго фиксированны по времени, что часто очень неудобно для пассажиров, например прилететь в пункт назначения в 2 часа ночи. Существенный недостаток - зависимость рейсов от погоды, и неизбежные долгие часы, теряемые пассажирами в залах ожидания.
(на рисунке - шибка при посадке начинающего пилота, опасное смещение влево)

Дирижабли.
Специфичный транспорт, не получил широкого распространения, вероятно из-за серии катастроф в начале XX, когда небыло ни соответствующих конструкционных материалов, ни методов расчета ферм, конструкций сложной формы. Его достоинство - минимальные затраты на поддержание аппарата в воздухе, за счет его плотности ниже плотности воздуха. Остальное недостатки - гиганские объемы летательного аппарата, тысячи кубометров, как следствие низкая прочность даже при жестком корпусе, высокое аэродинамическое сопротивление, высокая парусность, зависимость от погоды, особенно от силы ветра.

Аэродинамическое сопротивление рассчитывают по формуле:

где: Q — полное аэродинамическое сопротивление;
r — массовая плотность воздуха; V — скорость полета;
S — площадь наибольшего поперечного сечения (миделя).

Площадь поперечного сечения у дирижаблей на порядки выше, чем у самолетов, как видно из формулы это пропорционально увеличивает сопротивление и энергозатраты. Из-за этого высокие скорости дирижаблям недоступны, и для перемещения требуется значительный расход энергии, двигательные установки мощностью до мегаватт (КПД "воздушнных" двигательных установок достаточно низок). Удельные затраты снижаются с увеличением объемов дирижаблей, возможно наиболее рационально их использовать для перемещения промышленных грузов со значительной массой на большие растояния.

Материалы по дирижаблям:
http://www.agaeroplast.com/articles2.htm
(замечательная статья, но не ацентируются недостатки, особенно затраты энергии для скоростных дирижаблей, реально дирижабль или экономичный или скоростной)

http://www.aif.ru/online/moskva/399/24_01
(нет технических подробностей)

http://www.avia.ru/news/

 


Ж/Д транспотр

Применяется для пригородного сообщения, является самым дешевым, экологически чистым и скоростным видом наземного транспорта. Ограничивает его применение цена прокладки рельсов, негибкость в эксплуатации. Наиболее удобный и комфортный вид транспорта для транспортировки большого числа пассажиров на расстояния до 1000 км и промышленных грузов на неограниченное расстояние (время перезвозки для них не так существенно), допускает самый высокий уровень автоматизации, простота конструкции делает его надежным и безопасным. Однако сверхскоростные поезда уже не так надежны, даже зависят от погоды, статьи про японский "синкансэн" доступна здесь.

Поезда на магнитной подушке
Не может расцениваться как полноценное транспортное средство, не обладает гибкостью даже Ж/Д транспорта, стрелки и сама дорога очень сложны технически. На пример эксплуатации ветки в Шанхае:
Строительство дороги протяженностью 30 км(!) потребовало вложений в объеме $1 миллиард(!). Работы велись немецкими компаниями Siemens и ThyssenKrupp. Поезд на магнитной подушке может развивать скорость до 430 км/час (средняя скорость, с учетом остановок и временем ожидания будет существенно ниже).
http://www.utro.ru/news

Не оправдал надежд шанхайский поезд на магнитной "подушке", курсирующий по 30-километровой трассе между центром Шанхая и аэропортом. Ни элегантная внешность, ни самолетная скорость - до 430 км/час - не смогли завоевать доверие пассажиров: пассажиры не желают выкладывать за проезд в один конец 75 юаней (почти $10) и продолжают пользоваться автобусами и такси. Так что уникальная магистраль, построенная германским консорциумом более чем за миллиард долларов, несет серьезные убытки.
http://www.k-o.ru/

в Германии также был утвержден проект строительства магистрали Transrapid: как ожидается, линия соединит Дюссельдорф и Дортмунд, а ее запуск запланирован на 2006 год. Как этого и следовало ожидать, строительство дороги потребует огромных капиталовложений - по предварительным подсчетам эта цифра составляет 1,75 миллиарда евро: из них 23 миллиона предоставит Вестфалия, а 560 миллионов - частные инвесторы.
http://www.nature.ru/
С учетом огромных энергозатрат, неудобства использования, колоссального вреда причиняемого окружающей среде и т.п. можно сделать вывод: поезда на магнитной подушке не имеют никаких перспектив, кроме как применения в качестве развлекательного атракциона, при путешествии на небольшие расстояния, например в парках. Отдельные случаи строительства коротких участков дорог, свидетельствуют только о том, что наиболее обеспеченные страны пробуют все способы, пытась создать наиболее эффективную транспортную систему.


Монорельсовая дорога http://ru.wikipedia.org

Преимущества:
- Основное преимущество монорельсовой дороги заключается том, что она, как и метрополитен, не занимает место на перегруженных магистралях города
- Монорельсовый состав может преодолевать более крутые вертикальные уклоны по сравнению с любым другим двурельсовым транспортом (тратя при этом больше энергии на трение в резиновых, хрупких роликах)
- По сравнению с трамваями и поездами, монорельс гораздо тише (и медленней).
Недостатки:
- Монорельсовая стрелка — громоздкое сложное сооружение, время перевода монорельсовой стрелки — 30 с., в отличие от обычных стрелок, которые переводятся мгновенно.
- В холодных странах в зимнее время в салоне (и на остановках) находиться пассажирам некомфортно, при суровых погодных условиях резиновые ролики быстро выходят из строя, не обеспечивают необходимого зацепления
- Потенциально существует опасность падения состава в большой высоты , особенно у подвесных поездов.
- Низкие транспортные возможности, низкая скорость передвижения, высокая стоимость строительства.

Как следствие монорельсовый транспорт применяется преимущественно в сфере развлечений, как экскурсионный транспорт, в том числе и монорельсовая дорога в г. Москве.

Hosted by uCoz