Экономические показатели
Наиболее важные экономические показатели:
Стоимость электробусов
Стоимость дорог
Стоимость перевозок
Окупаемость проекта
Кроме того хотелось бы обратить внимание на некоторые последствия
от массового внедрения автоматической транспортной системы, впрочем как и любой
автоматизированной системы управления.
Стоимость электробусов.
Основная стоимость электробуса будет складываться из самой дорогостоящий части
- кузова и оборудования, до 3000$, плюс стоимости внутренней отделки, бортового
компьютера с широким ударопрочным дисплеем. Суммарная стоимость пассажирского
двуместного электробуса не превышает 10 000$, при массовом производстве цена
будет ниже. Минимальная цена кузова производимого серийно может оказаться намного
ниже, до 1000$ так как объем материалов идущих на его изготовление минимален,
практически это около сотни килограмм металла и пластика, что намного меньше
многотонных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Ориентировочная стоимость
основных узлов электробуса.
Наименование узла
|
Цена
|
Корпус электробуса |
$3 000
|
Электроника, управляющий компьютер, контроллеры, датчики |
$1 000
|
Система связи, навигационное оборудование |
$800
|
Электродвигатели на постоянных магнитах |
$900
|
Суперконденсатор на 2МДж |
$1 100
|
Видеокамеры, радиодальномер |
$1 500
|
Итого:
|
~ $9 000
|
Стоимость дорог.
Стоимость дорог складывается из стоимости рельс, оборудования, датчиков, системы
энергоснабжения.
Цена рельс из стандартой конструкционной стали минимальна из-за небольшой нагрузки
на рельсы, их малых геометрических размеров. Масса 1 метра дороги простейшей
модификации (без линий связи, контактного провода) - около 10 килограмм, при
прокате таких полос их стоимость не превысит 3$. Высокоскоростные магистрали
будут дороже, за счет установки качественной железобетонной основы, ряда опор,
исключающих все неровности трассы, звукопоглощающего покрытия. Но в любом случае
стоимость прокладки и содержания такого покрытия будет меньше чем у стандартных
асфальтовых дорог, за счет меньших размеров, высокой износостойкости (все трущиеся
поверхности металлические). Еще меньшими будут затраты на создание мостов, которые
будут намного уже стандартных, а в некоторых случаях мосты вообще можно заменить
металлическим трубами, диаметром 1.5 метра, проложенными по дну реки, внутри
которых вполне поместится одна рельсовая дорога.
Тип дороги | Цена |
Наземная низоскоростная 1-полосная рельсовая дорога (1000 пас/час) | $20 000 / км |
Надземная низкоскоростная 1-полосная дорога (1000 пас/час) | $25 000 / км |
Надземная скоростная 1-полосная дорога (2000 пас/час) | $35 000 / км |
Надземная скоростная 2 полосная дорога (4000 пас/час) | $60 000 / км |
Надземня скоростная 4 полосная дорога (8000 пас/час) | $100 000 / км |
Стрелка пассивная на скоростной дороге | $50 |
Стрелка активная | $500 |
Лифт для машин | $1000 |
Более сложная часть дорожной системы - стрелки, многоуровневые транспортные развязки. Большая часть стрелок пассивные, недорогие, простой конструкции, высконадежные, без движущихся частей. В исключительных случаях можно применять более сложные механизмы, автоматические лифты, активные стрелки имеющих электродвигатель перемещающий участки рельс, датчики положения, датчики присутствия транспорта, управляющую электронику, линию связи с АСУ верхнего уровня. Цена таких стрелок обусловлена в первую очередь не их сложностью, а надежностью применяемого оборудования.
Окупаемость проекта
Без тщательно продуманного проекта, особенно рельсового хозяйства, структуры
системы, принципов взаимодействия отдельных элементнов системы проект обречен
на множество проблемм, решение которых может быть впоследствии очень дорогостоящим.
Вложения в НИР практически могут быть до 1 млн. $, невысокий объем капиталовложений
обусловлен только тем , что решаться будут простые технологические задачи, оптимизация
конструкции, подготовка технической документации. Само практическое внедрение
сложностей не представляет, и наиболее целесообразно начать его в городах с
плотным пассажирским потоком. Благодаря огромной пропускной спостобности проект
окупится за кратчайшие сроки, например транспортная ветвь из 4х рельсовых линий
протяженностью 33км, и скорости движения до 200км/ч даст пропускную способность
при интервале движения в 1 секунду на каждой линии, 12 часовом режиме работы
172 000 перевезенных человек ежедневно(!), что при стоимости
проезда 0.2$ даст оборот средств до 12 600 000 $ в год, при том что стоимость
самих рельс составит около 0.8 млн.$, подвесной вариант дороги будет стоить
до 1 млн.$, но не потребует покупки земли, которая практически останется пригодной
для застройки и использования в качестве садов, дорог и тратуаров. Таким образом
наиболее нагруженные участки дорог окупятся в течение первого месяца работы.
Редкоиспользуемые участки соответственно окупаться будут дольше, минимальный
порог, при котором целесообразно прокладывать столь протяженную трассу 100 человек
в сутки.
Срок окупаемости проекта в зависимости от средней плотности потока пассажиров
в час. Исходные данные стоимость магистрали протяженностью 33 км - $1 000 000,
стоимость проезда 1$, эксплуатация дороги - 10 часов в день.
Что касается прокладки редкоиспользуемых участков дорог, например к отдельным
домам, или даже квартирам, то в этом должны быть заинтересованны прежде всего
сами жильцы, тем более что в условиях многоэтажного дома на каждого жильца придется
не более 5 метров рельс стоимостью менее 25$ за метр, а ценность "транспортизации"
квартиры в любом случае окажется существенной, в значительной степени влияющей
на саму ценность квартиры, как показатель ее благоустроенности. Более сложной
задачей будет прокладка рельс в сельской местности, где на каждого жителя необходимо
проложить сотни метров рельс, стоимостью в 20 000 $ / км, но в любом случае
такое решение будет дешевле прокладки асфальтовых дорог, и поддержания их круглогодично
в рабочем состоянии. (Например подвешенные рельсы в очистке от снега, льда и
песка не нуждаются, а проложенные по земле могут очищаться простыми и эффективными
автоматическими машинами). Для сравнения прокладка или ежегодный ремонт асфальтовой
дороги стоит до $12 за квадратный метр, автомобильная дорога соответственно
обойдется в $30-$40 за метр.
Стоимость перевозок
Складывается из отчислений на амортизацию оборудования, налогов и стоимости
энергии. Цена потребленной электроэнергии существенна только при перемещении
на больших скоростях на расстояния более 200..300Км, фактически час езды при
потреблении 20КВт даст ~0.5$, соответственно городские расстояния 20-30Км дадут
0.05$ потребленной электроэнергии, или даже меньше, за счет механизма рекуперации
энергии при торможении, следовательно стоимостью энергии можно пренебречь, цена
такой поездки будет обусловленна исключительно ценовой политикой транспортной
компании. Отчисления на амортизацию оборудования также минимальны, за счет того
что нагрузки на транспорт невелики, например нагрузки на рельсы меньше в 100
раз по сравнению с железнодорожным транспортом, что дает снижение износа рельс,
продление их срока службы. По сравнению с автодорогами, ресурс металлических
рельс, при их меньшей цене будет в десятки раз выше, срок службы рельсового
полотна может составлять 10 и более лет.
Последствия.
Внедрение автоматизированных систем происходит не первый день, и последствия
как правило сходны. Еще большими по масштабу последствия будут после внедрения
автоматизированной транспортной системы, так как в транспортной индустрии напрямую
или косвенно завязаны огромные промышленные и экономические ресурсы, на транспорт
уходят до 30% заработка граждан, до 25% людей связаны с автомобильной промышленностью,
это водители, механики, рабочие заводов, службы тех. надзора, службы по контролю
за административными правонарушениями, автошколы, автосервисы, автомобильный
рынок и т.д. С одной стороны все эти люди будут потенциальными безработными,
с другой стороны стороны такой поворот в сторону автоматизации рано или поздно
неизбежен, и освободившиеся производственные ресурсы куда более эффективно можно
направить на решение социальных проблем, науку, образование, культуру и воспитание.
При внедрении автоматизированной ТС дополнительно вырастет производительность
труда значительной части людей, значительная часть граждан тратит на дорогу,
вне зависимости от типа используемого транспорта, кроме физических сил до 2х
часов времени, которые более рационально можно было бы потратить на отдых, на
работу или поддержание своего здоровья. Дополнительно производительность труда
вырастет за счет снижения числа заболевших заразными инфекционными заболеваниями
в общественном транспорте, за счет снижения числа ДТП на дорогах, за счет улучшения
экологической обстановки в городах, за счет снижения несчастных случаев при
отравлениях, травмах при обслуживании личной техники автолюбителями, людьми
не имеющих достаточной квалификации, опыта и оборудования для обслуживания и
управления современной сложной техникой.