ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ 24.01.2003

ИСКУССТВЕННОЕ ЗАСОЛЕНИЕ
Несмотря на якобы сказочное могущество современной химии, для борьбы с гололедицей во всем мире так и не придумано ничего лучше простой поваренной соли. Любые другие средства стоят в 10-20 раз дороже. Но оказывается, это смотря как считать.
Реальные издержки попытались оценить в США. Соль на шоссе и обочинах разъедает кузова автомобилей, придорожные металлоконструкции, растворяясь в талой и дождевой воде, губит растительность, а попадая в подземные пласты, портит трубопроводы и кабели.
Соленость большинства водоемов снежной зоны США (Новая Англия и Средний Запад) уже многократно превышает естественный уровень (а в городских канализационных стоках - иногда и в сто раз). В одном только штате Массачусетс, где ежегодно разбрасывается по дорогам 200 тыс. т соли, за последние 20 лет из-за этого закрыто более 100 источников питьевой воды. В пресноводных озерах гибнет рыбья икра и молодь. Приток более плотных соленых вод затрудняет естественное перемешивание, а значит, и доступ кислорода к донным организмам.
До сих пор все попытки запретить применение соли наталкивались на элементарный коммерческий расчет: тонна ее стоит всего 25 долларов. Но когда учет всех отрицательных последствий показал реальную цену использования соли -примерно 1600 долларов за тонну,- появились надежды на быстрое решение этой проблемы. И, как всегда, только бедные страны будут продолжать нести убытки...

АВТОДОРОГИ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Несколько лет назад проводилось геохимическое обследование крымских курортов. Оказалось, почвы Ялты сильно загрязнены. Концентрация свинца, например, вдоль шоссейных дорог в 30 раз превышает допустимые пределы. Московскими специалистами были составлены карты загрязнения Ялты различными тяжелыми металлами. На них видно, что по суммарному показателю наиболее загрязнен центр города и район обводной дороги, где проходят более 1000 машин в час. Сильно загрязнена центральная часть Гурзуфа и некоторые районы Артека.
Внешними признаками свинцового отравления у людей является анемия, утомляемость, головные и мышечные боли. Причем, отравляемся мы иногда даже уличной пылью, нескольких десятков миллиграммов которой при вдыхании вполне достаточно. А ведь люди этого не знают...
По данным многолетних исследований, содержание свинца в почвах Ялты колеблется от 30 до 3000 мг/кг, что более чем в 5 раз превышает предельно допустимые концентрации для почв. В придорожной траве на расстоянии 1 м от дороги при интенсивности движения порядка 5000 машин в сутки в среднем накапливается около 120 мг/кг свинца на сухую массу растений, что в 400 раз превышает предельно допустимые нормы! Но есть места и с более интенсивным движением, где свинца в растительности больше ПДК в 1800 раз. Что тут говорить, если в организме ящериц, что еще обитают на окраине города, свинца до 1000 мг/кг, у лягушек и жаб - 30 мг/кг, а металлы концентрируются в печени. Не удивительно, что ежегодно в Ялте появляются сотни новых раковых больных...
По мировым данным, содержание тяжелых металлов вокруг дорог обычно на порядок выше геохимического фона. Причем не только из топлива, но и от стирания шин, которых расходуется до 250 кг на 1 км дороги в год. Отсюда в природу попадают не только свинец, но и цинк с кадмием. Четыре пятых этих веществ в виде пыли оседает у дороги в полосе 100-150 м, остальное переносится ветром дальше. Установлено, что свинец в атмосфере, до осаждения в почву, может находиться до месяца.
С точки зрения экологической геохимии и биологии, состояние ряда популярных курортов явно неважное. В некоторых местах курорты превратились в свою противоположность и служат не столько санации отдыхающих, сколько обострению их болезней. Например, 95 % территории поселка и лагеря "Артек" загрязнены металлами, из них 40 процентов - очень сильно. Здесь условия неблагоприятны не то что для отдыха, но и для проживания детей! Ширина геохимической аномалии по содержанию свинца вдоль дорог и Южнобережного шоссе достигает 200 метров. Более 80 процентов лагерей загрязнены еще и цинком!
Есть еще один показатель загрязненности среды обитания тяжелыми металлами: содержание их в волосах. Оказалось, что в волосах детей из Алупки тяжелых металлов больше, чем у их сверсников из Гурзуфа. По содержанию свинца в волосах имеются различия в два-три раза, в зависимости от мест проживания в населенном пункте. В наиболее загрязненных микрорайонах Ялты число детей с высоким уровнем свинца в волосах достигает 50 процентов! Большую опасность в населенных пунктах представляет и так называемый подвижный свинец. Он входит в биологический круговорот и попадает в пищу. Свинец из выхлопов в основном остается вдоль дорог, оседает на придорожных огородах.

ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ АВТОМОБИЛЬ
Фирма "Пневмаком" из города Джоплин (США) изготовила опытный экземпляр пневматического автомобиля, основательно переделав "Шевроле-Спринт" 1988 года выпуска. Из машины убрали мотор, коробку передач и бензобак и вместо них поставили три баллона со сжатым до 200 атмосфер воздухом, а на передние колеса - по специально разработанному двухцилиндровому двигателю. Двигатель похож на паровую машину двойного действия. Воздух, выходящий из баллонов, отрабатывает в первом целиндре левого двигателя, переходит, понизив свое двление, во второй, более широкий цилиндр, оттуда - в еще более широкий цилиндр правого двигателя и, наконец, во второй, самый широкий цилиндр правого двигателя. После всех цилиндров, имея давление всего на четверть выше атмосферного, воздух уходит в выхлопную трубу. Загрязнение атмосферы исключено, точнее, оно переносится туда, где стоят компрессоры или электростанции, дающие им энергию. Скорость пневматического автомобиля около 60 километров в час, воздуха в трех баллонах хватает на два с половиной часа езды.Зарядка от любого достаточ-но мощного компрессора (годится, например, компрессор для аквалангов) занимает несколько минут. Фирма намерена продолжать опыты. Если пневматический автомобиль себя оправдает, можно будет создать сеть заправочных станций. (все бы хорошо, но КПД компрессора сжимающего воздух до 200 атмосфер за несколько минут можете прикинуть сами...)
...


ВОДОРОДНЫЙ АВТОБУС
Немецкая фирма LДаймлер - Бенц¦ испытывает в Штутгарте прототипный образец городского автобуса, работающего на топливных элементах, горючим для которых служит водород. (А катализатором, дорогая платина?) До сих пор эта технология применялась как правило, только в космосе. (Еще бы) В надстройке на крыше автобуса размещаются семь алюминиевых баллонов с 45 тысячами литров водорода. Этого хватает на 250 километров пробега (обычный суточный пробег маршрутных автобусов в Штутгарте ? от 140 до 170 километров). Водород окисляется кислородом воздуха на катализаторе, причем возникает электрический ток. Выхлопные газы (на АЭС или на ТЭЦ питающей газогенератор?!), состоят из чистого водяного пара с температурой 55 градусов Цельсия.
Мощность двух электромоторов, встроенных в ступицы задних колес, -176 киловатт, скорость автобуса - до 80 километров в час.
Единственный звук, возникающий при движении, - тихое жужжание электромоторов. Если не считать баллонов на крыше, (а если всеже считать...?) вся энергетическая установка занимает столько же места, сколько бензобак и двигатель внутреннего сгорания в обычном автобусе.
Специалисты фирмы предполагают, что до серийного выпуска таких автобусов пройдет еще около десяти лет. В дальнейшем намечается выпуск легковых автомобилей на топливных элементах, но на автомобиле не будет баллонов с газом. Водород будет извлекаться из запаса метилового спирта (скорее не простого а очищенного и соответственно дорогого, чтобы не испортить катализатор) залитого в обычный бак для горючего.

ИДЕЯ LТИТАНИКА¦ ЖИВА И БУДЕТ ЖИТЬ
Похоже сбывается еще одна фантастическая идея, высказанная Жюлем Верном. LТитаник¦ в начале ХХ века считался самым большим судном.
...
Из иллюминаторов на днище любители природы смогут вести наблюдения за рыбами, дельфинами, акулами, осьминогами, медузами и растениями Мирового океана. Во время плавания остров будет находиться в международных водах, сообщаясь с берегом с помощью катеров на подводных крыльях, самолета и вертолетов. Иногда придется делать двух трехнедельные стоянки в крупных портах, чтобы заправиться п родовольствием (прекрасную пресную воду произведут свои опреснительные установки) и промышленными товарами. По предварительным расчетам, строительство LФридома¦ обойдется в 6 млрд. долларов (для сравнения: столько же планируется затратить на прокладку вы сокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург). минимальная стоимость квартиры составит около 800 тысяч долларов. Кроме того, придется вносить плату, обеспечивающую работу медицинских учреждений, школ, коммунальных служб.
...

МИФ О ЧИСТОМ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕ
Обычно, говоря о преимуществах электромобиля, на первое место ставят его экологическую безвредность по сравнению с обычными бензиновыми или дизельными машинами. Однако, согласно убедительным расчетам, выполненным бельгийским инженером Кристианом Стеффенсом, загрязнение атмосферы от электромобиля, как правило, будет больше, чем от обычного. Если в автомобиле в двигателе внутреннего сгорания при прямом превращении энергии ископаемого жидкого топлива в механическую получается кпд 25 - 30% , то в случае с электромобилем потерь гораздо больше(ошибка? этот КПД расчитан для "идеального" ДВС, на скоростных трассах например, в условиях города КПД на порядок ниже, и электромобили в многократном выигрыше, даже при 17% КПД). Сначала нефть или уголь сжигают на тепловой электростанции. Кпд ее турбин выше, чем у двигателя внутреннего сгорания ? около 40 %. Генератор еще более эффективно преобразует энергию вращения турбин в электрическую ? около 95%. Трансфор маторные подстанции и линии электропередачи доносят эту энергию до станции зарядки аккумуляторов, потеряв по дороге всего 10 процентов. Чтобы узнать, сколько энергии ископаемого топлива дошло в итоге до станции подзарядки, умножим 0,4 на 0,95 и еще на 9, 0 ? получим 0,34, то есть 34%. Но аккумуляторы отдадут электромоторам автомобиля лишь 70% энергии, полученной при зарядке. Таков же кпд использования этой энергии самим электромобилем, если учитывать потери в электродвигателях и электрических цепях, необходимых для управления моторами. Чтобы узнать, сколько энергии дошло до нефти, сожженной на ТЭЦ, до движущегося электромобиля, умножим 0,34 на 0,7 и еще раз на 0,7. Получим 0,17, то есть 17%. Это значит, что в итоге электромобиль потребит на 60% больше ископаемого т оплива, чем обычный автомобиль с дизельным двигателем (кпд около 28%). Вместо, скажем, 8 литров горючего, которые сожжет средний автомобиль за 100 километров пробега (в городе он может сжечь и 30 литров и более на 100км), на электростанции придется сжечь 12 -13 литров. Понятно, что и загрязнение атмосферы будет соответственно больше. Правда, с городских улиц оно переносится куда-то подальше, где стоит ТЭЦ. По справедливости, еще надо учесть, что массовый выхлоп ТЭЦ легче очистить до приемлемых кондиций перед выбросом в атмосферу, чем множество мелких выхлопов десятков тысяч автомобилей, бегающих по городу, но это, пожалуй, и весь выигрыш. Да и он становится сомнительным, если учесть, что массовое производство аккумуляторов для электромобилей будет сильно загрязнять окружающую среду, так как во всех применяемых сейчас системах аккумуляторов используются такие экологическ и опасные вещества, как серная кислота, кадмий, никель, сера, натрий - А многие аккумуляторы при зарядке и разрядке выделяют некоторое количество ядовитых газов. Если же считать, что электромобили будут заряжаться главным образом от атомных электростанций (например, во Франции они производят 76% всей электроэнергии), то хорошо известны и их экологические проблемы. До сих пор нет надежного спосо ба избавления от радиоактивных отходов АЭС. Электромобиль будет благодеянием только для немногих стран, где электроэнергия производится главным образом на гидроэлектростанциях (хотя и у тех есть свои экологические проблемы, и главная из них - затопление больших площадей под водо хранилища). Наконец, нельзя не упомянуть и о том, что суммарная мощность всех эксплуатируемых сейчас в мире автомобилей выше мощности всех электростанций Земли. (Опять же смотря как считать, автомобили работают меньшую часть времени, +электромобили могут заряжаться в ночное время, когда электроэнергии избыток и она стоит в 2-3 раза дешевле чем днем...) То есть электромобиль просто не сможет занять существенную нишу в мировом транспорте - ему не хватит источников энергии для зарядки.

АВТОМОБИЛЬ ЗАПРАВЛЯЕТСЯ ПОКРЫШКАМИ
Финская фирма "Вяртсила Дизель Интернейшенал" запатентовала способ производства дизельного топлива из старых, изношенных автопокрышек. Покрышки сначала измельчают на специальной резательной машине либо струями воды под очень высоким давлением. Затем полученное крошево замораживают до очень низкой температуры жидким воздухом, (про КПД процесса в статье почему-то умалчивается, видать не спроста, жидкий(!) воздух, термическая обработка...) причем резина отстает от металлического и т каневого корда и отсеивается в виде комочков. Эти комочки смешиваются с отработанным смазочным автомобильным маслом и пропускают при температуре в несколько сот градусов Цельсия через насадки с никелевым или молибденовым катализатором. В результате длинн ые полимерные молекулы каучука распадаются на более короткие, и резина превращается в жидкость типа дизельного топлива, который без каких-либо переделок двигателя можно заправлять автомобили.

КОРОВЫ НАПРАВО, ЛЮДИ - НЕЛЕВО
Большим ущербом грозитстроительство высокоскоростной железной дороги Москва - Санкт - Петербург. проект предусматривает прокладку магистрали в 30 км к западу от ныне действующей. Ее протяженность - 654 км, проектная стоимость -7 милл иардов долларов. Расчетное время прибытия путешественников из Питера в Москву - через 2,5 часа после старта. По проекту магистраль начнет окупаться через семь лет после окончания строительства. По мнению же эксперта Европейского банка рекомендации и разв ития Грэма Смита, не окупится никогда. Очень высокая стоимость билетов не сможет привлечь необходимое для окупаемости количество пассажиров.
Газета "Кто есть кто", рассказывая о проекте, отмечает, что он несет в себе большую угрозу экологии региона. Здесь, на Валдайской возвышенности, до сих пор сохранилась дикая природа, которая пойдет под нож бульдозера. Отсюда берут начало реки Волга, Днепр, Западная Двина (Даугава), эта местность очень уязвима и в гидрогеологическом отношении. Планируется вырубить 5 ,3 тысячи гектаров лесов.
Дорога будет представлять из себя земляную насыпь, огороженную 2-4 метровым бетонным забором. Проходы будут устроены через каждые 4-5 км, а в некоторых местах и через одиннадцать километров. Это означает, что бетонная стена прос то перережет всю сложившуюся систему коммуникаций. Остроумные проектировщики не только рассекли трассой, скажем, ферму и деревню, в которой живут доярки, но и запланировали, что переходы будут общими и для людей, и для автомобилей, и для скота, и для диких зверей. Представьте себе такую картину, пишет газета, конторы занимают левый ряд, а волки притормаживаю, когда впереди идущий грузовик включает габаритные огни. ..............

Источник:
members.tripod.com/
http://garbage.uatop.com/

Hosted by uCoz